"Хизболла" и крушение мифа о "золотом миллиарде"

19 августа 2006 в 18:09
(анализ последствий Ливано-Израильского конфликта)

Как отмечалось ранее, крушение старого мира проявляется в крушении старых отживших мифов. Ливано–Израильский конфликт разрушил не только мифы о несокрушимой армии Израиля и всепроникающей разведке МОССАД, но и запустил механизм крушения мифа о "золотом миллиарде". Термин "золотой миллиард" является своеобразным наследием "Римского клуба", и на первом этапе представлял собой простейший концептуальный формат, но затем усилиями интеллектуалов различных стран мира стал формироваться миф о "золотом миллиарде".

"Золотой миллиард" в представлениях российских интеллектуалов

Из сотен представлений о "золотом миллиарде" выделим наиболее знаковые высказывания, в которых наиболее четко проявился российский миф о "золотом миллиарде". Так, О.Арин считает, что "Золотой миллиард" - термин для обозначения группы процветающих капиталистических стран Северной Америки, Западной Европы и Японии". Писатель А.Паршев в своей знаменитой книге "Почему Россия не Америка" восклицает: "…США, Япония, Западная Европа, Израиль - это "золотой миллиард". Мы-то туда не входим!". Анатолий Уткин, размышляя об окружении России, отмечает: "Соседи России вопреки её протестам вступят в военную организацию НАТО (чья антироссийская направленность неясна только тем, кто полностью игнорирует трагический опыт России), они увлекутся строительством Европейского союза, отгородят “золотой миллиард” по европейским границам России". Данные представления являются базовыми для мифа о "золотом миллиарде", в рамках которого "золотой миллиард" не только закрыт от всего мира, использует ресурсы всех стран мира, включая Россию, но также имплантирует в свои ряды наиболее богатых представителей национальных элит всех стран мира. Александр Дугин экстернолизирует представление о "золотом миллиарде" в формате включенности в него отдельных представителей национальных элит: "…закрытый клуб, как "колониальная администрация" и смотрит на окружающий мир, на народ и государство, как на "дикарей" и "туземцев" "этой страны". Ее представители стремятся вписаться в "золотой миллиард". Вот типичный образ - Сергей Караганов, человек, который относится ко всему окружающему, как будто он французский маркиз XIX века (де Кюстен, к примеру), проезжающий по российской грязи и смотрящий на нас через монокль: "что делают здесь эти serfs!". Подобно ему ведут себя многие, Вячеслав Никонов, типичный пример, и множество других..." и акцентирует внимание на вхождении в "золотой миллиард", практически на личном основании - как некие менеджеры транснациональных систем".

Необходимо отметить, что в России миф о "золотом миллиарде" поддерживается в основном патриотическими кругами, а также интеллектуалами, склонными к конспирологии. Представляется, что агрессия Израиля нанесла удар именно по интеллектуалам-патриотам, так как осмысление данных событий проходило в рамках различных знаков уважения к "бомбистам". Но наиболее забавным было то, что в сети Рунет практически отсутствовали публикации с привязкой потенциальных событий к России. И это является знаковым.

Представьте себе на минуту, что в Белоруссии произошла "картофельная революция" и она также как и Украина, и Грузия, вслед за Эстонией, Латвией и Литвой стала членом НАТО. И вот эти страны начинают бомбить Курск, Смоленск, Воронеж, Ростов, Краснодар в рамках войны не с Россией, а с международной террористической организацией НБП Лимонова. При этом ведущие российские СМИ не говорят ни слова об агрессии против России, а постоянно рассуждают о международном терроризме, как о главной угрозе мира. Безусловно, это чудовищная фантасмагория, и можно воскликнуть, что "у нас есть ядерная кнопка". И вот теперь мы подошли к главному – у нас нет ядерной кнопки, как ее не было и у Горбачева во времена СССР.

Ливанские элиты и "Хезболла"

Что мы с вами знаем о ливанской элите? Мы обладаем лишь фрагментарными представлениями о ней, но исходя из знаний о "бархатных революциях" мы можем предположить, что ливанская элита расколота, и это вытекает из хронологии последних событий в этой многострадальной стране:

· 14 февраля 2005 года – гибель бывшего премьер-министра Ливана Харири.

· Март 2005 года – "Кедровая революция" в Ливане. Отставка правительства. Массовые акции с требованием вывести сирийские войска из страны (02.03.2005), а также оставить сирийские войска (08.03.2005).

· Март 2005 года – вывод сирийских войск из Ливана.

· Июль 2006 года – вторжение армии Израиля на территорию суверенного государства Ливан в рамках операции "спасти капрала Шалита".

Если абстрагироваться от политической составляющей и рассматривать только военную, то все приведенные выше события выглядят взаимосвязанными. Гибель бывшего премьер-министра Ливана Харири привела к падению власти просирийских сил в Ливане и выводу сирийских войск, которые де-факто и выступали щитом от возможной агрессии Израиля. Интересно было бы узнать, что чувствовали во время израильских бомбежек те граждане Ливана, которые бурно приветствовали вывод сирийских войск?

Приход к власти в Ливане после "кедровой революции" прозападных сил и является ответом на вопрос, почему в мировых СМИ длительное время говорилось о войне между Израилем и "Хезболлой", а не об агрессии Израиля по отношению к суверенному государству Ливан. Достаточно вспомнить, на какой день с начала агрессии в Ливане была объявлена мобилизация, для того, чтобы понять смысл происходящего. Новая ливанская элита не оказала на первом этапе никакого сопротивления агрессорам. Так кто же воевал с армией Израиля? А воевала с армией Израиля не элита, воевали наиболее активные представители общества или народа Ливана.

Безусловно, очень многих оскорбит то, что террористы из "Хезболлы" названы представителями общества, но достаточно вспомнить видеокадры возвращения беженцев в Ливан после окончания вооруженного конфликта для того, чтобы понять, что теперь большинство граждан этой страны – это "Хезболла". Сегодня "Хезболла" – это боевой отряд народа Ливана.

Еще раз подчеркнем, что представление о том, что сопротивление агрессии Израиля на территории Ливана оказывал народ, является преднамеренным значительным упрощением, позволяющим нам осмыслить произошедшее в традиционных политологических терминах. Безусловно, новая реальность требует новых терминов, но последствия Ливано-Израильской войны являются настолько многоплановыми, что необходимо осмысление произошедшего и в традиционных терминах и понятиях.

Традиционные понятия "элита", "государство", "армия" и "народ" в рамках Ливано-Израильского конфликта были подвержены переосмыслению. Бездействие ливанской элиты позволило разорвать в сознании людей связь между суверенным государством и армией, а главное, связь между элитой и народом. Публицистическая деятельность нового руководства Ливана заставила по-новому посмотреть и на правление Карзая в Афганистане, и на не прекращающиеся террористические акты в Ираке. Крушение режима Саддама Хусейна было следствием, в том числе, и предательства элит. И именно это подводит нас к переосмыслению понятия элит в современном мире.

Элиты и III мировая война

Что собой представляют национальные элиты в начале ХХI века и в какой степени их можно назвать национальными? Что общего между элитами различных стран мира, не входящими в "золотой миллиард"? Нынешние элиты сегодня – это сообщества граждан, практически полностью отделивших свою судьбу и судьбу своих семей от судьбы своего народа и своего государства. И дело не в том, в каких странах находятся расчетные счета представителей национальных элит и в каких странах они предпочитают отдыхать. Дело в том, что инкорпорированность в "золотой миллиард" является формой самоидентификации для большинства представителей национальных элит различных стран мира. И Ливано-Израильский конфликт позволил это выявить.

Крушение мифа о "золотом миллиарде" является неизбежным по ряду причин. Миф о "золотом миллиарде" включает в себя представление о некой изолированности этой меньшей части человечества от проблем большинства граждан мира. Реальность демонстрирует, что ни о какой изолированности "золотого миллиарда" в перспективе не может быть и речи. Агрессия Израиля в первую очередь подорвала авторитет ряда видных политических деятелей в большинстве арабских стран. Они не могли не реагировать на происходящее. И последующее крушение мифа о "золотом миллиарде" будет осуществляться не столько по причине того, что внутри "золотого миллиарда" разрастаются огромные каверны, состоящие из представителей не "золотого миллиарда", проблема в другом. Ливано-Израильский конфликт выявил исчерпанность глобального элитного управления.

"Бархатные революции" являются не формой смены элит в тех или иных национальных государствах, а формой смены части элит. Причем по итогам "бархатных революций" к власти приходят более прозападные и соответственно, более управляемые элиты. Так как агрессия в Ливане завершилась разрушением всей инфраструктуры этого национального государства, то финансовая помощь на восстановление мостов, зданий, средств телекоммуникации будет де-факто эффективным средством влияния на ливанскую элиту. Данная технология с успехом отработана на государствах бывшей Югославии, и, безусловно, будет применена и в Ливане. Но финансовые потоки это важное понятие в сознании элиты. Однако, это же понятие является малозначимым для тех граждан Ливана, кто запускал ракеты на территорию Израиля или с портретом Насраллы стоял на развалинах собственного дома. Именно это позволяет нам говорить не столько о кризисе, сколько об исчерпанности элитного глобального управления. Достаточно напомнить и то, что объединение Европы было приостановлено тогда, когда неосторожно напрямую спросили мнение народов Франции и Нидерландов. Если бы судьбоносное решение принимали парламенты этих стран, то не исключено, что Европа жила бы уже с новой Конституцией. Но это не решило бы большинство проблем Старого света.

Интеллектуальная элита многих стран мира отреагировала спектром статей о надвигающейся III мировой войне. Безусловно, признаков надвигающейся глобальной катастрофы более чем достаточно. Но важным является то, что III мировая война не будет войной, в которой сталкиваются различные армии. Народы и общества различных стран мира будут искать адекватные формы своей самозащиты, и как это ни покажется парадоксальным, они будут это делать абсолютно автономно от своих собственных элит. В случае глобального кризиса для России – это может проявиться в том, что сетевая структура сопротивления может состоять из разветвленной мультиэлементной сети из отдельных вооруженных формирований без воинской формы.

"Хезболла" против "Аль-Каеды"

Длительное позиционирование в западных СМИ войны между Израилем и "Хезболлой" привело к абсолютно неожиданным итогам. Данная организация стала не только наиболее авторитетной и влиятельной организацией в арабском мире, но она также стала и символом победы. А это приведет к переосмыслению многих ценностей, сформированных в арабском мире после 11 сентября 2001 года. Именно это позволяет нам говорить о противостоянии "Хезболлы" и "Аль-Каеды".

"Аль-Каеда" была раскручена западными СМИ, как символ международного терроризма. Но данный символ со временем стал тускнеть, а Бен Ладан был востребован лишь для того, чтобы обеспечить победу Дж.Буша на президентских выборах 2004 года. Чем запомнилась "Аль-Каеда" в текущем 2006 году? "Аль-каеда" отметилась заявлением одного из своих лидеров о своей причастности к организации несостоявшихся терактов в Лондоне. Этим заявлением "Аль-Каеда" не только легитимизирует борьбу "золотого миллиарда" с международным терроризмом, не только последовательно создает образ мусульманина-террориста, но и участвует в информационной завесе, которая призвана скрыть реальные итоги Ливано-Израильского конфликта, а также победу "Хезболлы".

Новая мировая война будет носить сетевой характер. И поэтому появление новых структур с новыми названиями является естественным процессом. Но победа "Хезболлы" означает, что эффективными являются сетевые структуры, основанные на родственных связях. Это горизонтальные структуры, не вписанные в какие-либо иерархии, а "Аль-Каеда" принадлежит к эпохе вертикально – интегрированных структур и претендует на некое лидерство в мусульманском мире. Победа "Хезболлы" означает начало естественного заката "Аль-Каеды". И еще несколько подобных заявлений и данная организация будет восприниматься уже в массовом сознании как структура провокаторская и враждебная всему арабскому миру.

Продолжать молиться на США?

Несмотря на то, что США не участвовали непосредственно в Ливано-Израильском конфликте, рост антиамериканских настроений во многих странах мира более чем очевиден. В рамках завершившегося конфликта Израиль не выглядел самостоятельным игроком. И именно это привело к тому, что единственная сверхдержава в мире превращается в символ, несущий кровь и разрушения. И это заставляет вспомнить об одном социологическом опросе, проведенном в лучших вузах Москвы в 1996 году.

Особенностью социологического опроса было то, что студентам было предложено ответить на открытый вопрос: "Какое событие станет наиболее важным событием в мире в ХХI веке?". Студентам не были предложены варианты ответов. После обработки почти 3 000 анкет было выявлено более 100 различных ответов. Около 8% респондентов ответили, что "Россия станет в ХХI веке самой процветающей страной в мире", а 16% респондентов написали, что важнейшим событием в ХХ1 веке станет "крушение США, как единственной сверхдержавы". Можно итоги данного опроса отнести к последствиям травмы от распада СССР, но можно посмотреть и по-другому. Крушение мифа о "золотом миллиарде" – это в первую очередь крушение мифа о США, как о мировом лидере, и об остальном мире, лишь адаптирующем у себя передовой американский опыт, ведущий к благополучию и процветанию. Миф о "золотом миллиарде" держится и на риторике национальных элит, в рамках которых США и Запад в целом – это своеобразная "земля обетованная". И с этой риторикой будут в перспективе очень большие проблемы.

Гипотетически можно представить, что череда "бархатных революций", а также агрессивное имплантирование демократии в такие страны, как Афганистан, Ирак и далее в Иран, Сирию, Саудовскую Аравию и Белоруссию, в ближайшие 8–10 лет даст необходимые США результаты. Однако Ливано-Израильский конфликт продемонстрировал иллюзорность подобных представлений. Произошедшее требует длительного осмысления. 60-летнее соседство с Израилем привело к созданию новых уникальных технологий сопротивления, и они будут тиражироваться по всему миру.

Олег Маслов, Александр Прудник
Независимое Аналитическое Обозрение


© Kavkazcenter.com 2020